Статьи

Греческий долговой кризис.Часть вторая. Кульминация

Стремительный рост процентных ставок и рецессия вследствие мирового финансового кризиса поставили Грецию в крайне затруднительное положение. Обслуживание государственного долга стало обходиться дороже, а доходы из-за спада производства упали еще сильнее. Проблема долгового бремени стала входить в опасную спираль: рост процентных ставок увеличивал нагрузку на государственный бюджет, из-за чего возрастала опасность дефолта. Рост вероятности неисполнения греческим правительством своих обязательств вел к еще большему увеличению процентных ставок. Уровень государственного долга стал расти быстрее, и вышел на «unsustainable path» по терминологии МВФ.  Его уровень в 2009 году достиг 300 млрд. евро, что составляло 130% ВВП.

В такой ситуации у греческого правительства оставалось два выхода: объявить дефолт по своим долгам или искать новые источники заимствований, и, очевидно, не на мировом рынке капитала. Первый случай означал бы финансовую катастрофу. Поскольку основными держателями долга были греческие банки, такие как Agricultural Bank, National Bank of Greece, Piraeus, EFG Eurobank, Hellenic Postbank, отказ Афин от выплат по облигациям привел бы росту сомнений населения в возможности банков вернуть их вклады.  В подобных ситуациях вкладчики устремляются в банки, чтобы забрать свои средства и не потерять сбережения. Чем больше людей пытаются вывести средства из финансовых учреждений, тем больше растет недоверие к финансовой системе и тем больше людей выводят депозиты. Такого рода финансовая паника может привести к банкротству даже устойчивых банков, не державших значительной доли средств в греческих облигациях.

Для обычной страны даже такое катастрофическое развитие событий все еще может оказаться «наименьшим из зол», поскольку в случае набега на банки, ЦБ всегда может «напечатать» требуемое количество денег и предоставить их в качестве экстренной помощи финансовой системе. После подобных шагов бремя долгов в итоге все равно скрыто ложится на налогоплательщиков в виде более высокой инфляции, однако страна не сталкивается с резким падением кредитования из-за коллапса банков, а, следовательно, не имеют места всплеск безработицы и падение производства, что чревато социальной напряженностью. Однако поскольку Греция входит в Европейский валютный союз, она не обладает самостоятельностью в области денежно-кредитной политики, и ее ЦБ не может просто «напечатать» деньги, раздать их банкам и девальвировать национальную валюту. Поэтому в случае дефолта для Греции снова есть две альтернативы: остаться в валютном союзе и испытать сильнейший спад производства и рост безработицы, или покинуть Еврозону, ввести в обращение драхму, напечатать ее требуемое количество и раздать банкам. Несмотря на то, что греческая экономика – это всего около 1,5% от ВВП всей Еврозоны, выход даже такой небольшой страны из валютного союза создал бы опасный прецедент. Инвесторы стали бы допускать подобное развитие событий и для других проблемных стран, таких как Испания, Португалия и Италия. Доходности по их облигациям устремились бы вверх, и опасная долговая спираль начала бы раскручиваться уже над целым рядом крупных европейских государств.

Оценив все возможные альтернативы, греческое правительство решило обратиться за помощью к МВФ и Евросоюзу для решения долговой проблемы. В начале 2010 года Греция, МВФ и ЕЦБ подписали меморандум о предоставлении займа в размере 80 млрд. евро. Однако прежде чем получать помощь от международных кредиторов греческое правительство под руководством Георгиоса Папандреу попыталось самостоятельно решить свои проблемы и провести сокращение государственных расходов, а также принять меры для увеличения доходов казны.

9 февраля 2010 года греческое правительство приняло первый пакет мер «жесткой экономии» (First austerity package). Он включал в себя замораживание зарплат всем государственным служащим, урезание им премий на 10%, а также общее сокращения их числа. Уже в марте был принят второй пакет мер, который предусматривал уменьшение зарплат и различных бонусов государственным служащим и увеличения налогов на добавленную стоимость, налога на топливо и увеличения пошлин на импортные автомобили.

23 апреля 2010 года, когда стало очевидно, что принятых мер недостаточно для финансового оздоровления страны, Афины официально попросили МВФ и Евросоюз начать реализацию программы экстренной помощи. К 19 мая 2010 года греческому правительству необходимо было найти 11.3 млрд. долларов. Европейская Комиссия, МВФ и ЕЦБ сформировали трехсторонний комитет по разработке соответствующей программы помощи, который получил название Тройка кредиторов.

Уже 27 апреля международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s понизило рейтинг кредитоспособности Греции до уровня BB+, после чего доходности по греческим облигациям достигли 15.3%. За S&P рейтинги понизили и Moody’s и Fitch. 3 мая ЕЦБ объявил о временной отмене рейтингового порога для принятия греческих облигаций в качестве залога. Это означало, что греческие и европейские банки могли осуществлять краткосрочные заимствования у ЕЦБ и продолжать использовать в качестве залога облигации правительства Греции даже если их рейтинг будет понижен до «мусорного» уровня.

Чтобы убедить международных кредиторов, в особенности Германию, в том, что конечное долговое бремя не будет ложиться на европейских налогоплательщиков или МВФ, 1 мая 2010 года греческое объявило о принятии третьего пакета мер «жесткой экономии». На следующий день страны Еврозоны согласились предоставить Греции заем в размере 110 млрд. евро под 5,5%, который выделялся траншами. 3 мая 2010 года между правительством Греции и Тройкой кредиторов было подписано соглашение о предоставлении финансовой помощи в размере 107.3 млрд. евро, из них 80 млрд. предоставлял Евросоюз, а остальные средства – МВФ. В обмен Греция обязалась провести экономические реформы и сократить государственные расходы. В частности, дефицит государственного бюджета к 2012 году должен был составить 3% ВВП. Так началась Первая Программа Экономической Стабилизации в Греции. После этого Греция окунулась в полосу политического кризиса и уличного противостояния. 5 мая 2010 года в стране была объявлена общенациональная забастовка, а в Афинах прошли массовые демонстрации против мер жесткой экономии. В столкновениях между полицией и демонстрантами погибли три человека. Протесты в мае 2010 года стали самыми массовыми уличными выступлениями в Греции с 1973 года.

За время кризиса с 2010 по 2013 год греческим правительством в общей сложности было принято 7 пакетов мер жесткой экономии. Все они в том или ином виде включали в себя сокращения государственных служащих, их зарплат и бонусов, рост различных налогов и пошлин, а также приватизацию государственного имущества и компаний.

Первой Программе Экономической Стабилизации не удалось достичь своей цели. Изначально планировалось, что благодаря полученным от Тройки кредиторов 110 млрд. евро, Греция уже к 2012 году сможет восстановить доступ к частному рынку капитала. Однако после нескольких пересмотров экономических данных за период с 2009 по 2011, стало очевидно, что данная цель не будет достигнута. Доходы государственного бюджета каждый раз оказывались ниже ожидаемых, а рецессия – глубже прогнозов. В июне 2011 года, после того как совместная комиссия ЕС и МВФ провела аудит греческих государственных финансов и потребовала принять следующий пакет мер по «затягиванию поясов», S&P понизило рейтинг Греции до уровня CCC. Премьер-министру Папандреу пришлось провести перестановки в кабинете министров, чтобы преодолеть противоречия по новому пакету мер, предложенных Тройкой кредиторов. 27 июня 2011 года греческие профсоюзы объявили о массовой 48-часовой забастовке. Последний раз подобные забастовки происходили в Греции в 1974 году.

Меры жесткой экономии помогли Греции снизить первичный дефицит бюджета (дефицит, в котором не учитываются платежи по процентам) с 25 млрд. евро в 2009 году (11% ВВП) до 5 млрд. евро в 2011 году (2,4% ВВП). Однако побочные эффекты снижения государственных расходов – падение совокупного спроса – привели к углублению рецессии. В результате, в 2011 году ВВП Греции упал на 7.1%, безработица выросла с 7.5% в сентябре 2008 года до рекордного уровня 19.9% в ноябре 2011 года. За тот же период уровень безработицы среди молодежи вырос с 22% до 48.1%.

Растущая социальная напряженность и массовые демонстрации в Греции, а также недостижимость целевых экономических показателей согласно плану Первой Программы Экономической Стабилизации, требовали нового вмешательства международных кредиторов. 21 июля 2011 года в Брюсселе был созван экстренный саммит Европейского союза по поиску дальнейших путей выхода из долгового кризиса.