Статьи

Греческий долговой кризис. Часть третья. Политическое противостояние

На экстренном саммите ЕС 21 июля 2011 года в Брюсселе был согласован и предварительно одобрен второй пакет финансовой помощи Греции в размере €110 млрд. Средства выделялись из вновь созданного для борьбы с долговым кризисом Европейского фонда финансовой стабильности, целью которого стало предоставление помощи странам Еврозоны, испытывающим финансовые затруднения. В отличие от первого пакета, на этот раз условия по предоставлению займа для Греции были значительно смягчены. Срок предоставления был увеличен с 7 до 15 лет, процентная ставка уменьшена с 5,5% до 3,5%.

На саммите ЕС в октябре 2011 года европейскими политиками были приняты меры по укреплению финансовой стабильности Еврозоны на случай дефолта Греции. В частности, были повышены требования к капиталу европейских банков, чтобы они смогли абсорбировать потенциальные потери в случае отказа греческого правительства исполнять долговые обязательства. Вторым решением стало увеличение размеров Европейского фонда финансовой стабильности с €500 млрд. до €1 трлн. Последний шаг вызвал жаркие споры, поскольку по мнению многих экономистов, он способствовал формированию «морального риска» продолжения некоторых стран жить не по средствам в уверенности, что в итоге бремя будет распределено между всеми европейскими налогоплательщиками.

На том же саммите европейскими лидерами был принят план по снижению уровня государственного долга Греции со 160% до 120% ВВП к 2020 году, который в числе прочего предусматривал «добровольное» списание держателями греческих государственных облигаций в Европе 50% долга и снижения процентной ставки по долгам до 3,5%. На момент проведения саммита на подобные условия согласились пойти государственные банки Еврозоны. Для получения доступа к новому пакету финансовой помощи перед греческим правительством было поставлено условие реализации нового пятого по счету пакета мер жесткой экономии и достижения договоренности о реструктуризации долга с частными держателями облигаций.

В конце октября 2011 года премьер-министр Папандреу заявил о готовности пойти на данный шаг, заручившись поддержкой парламента и кабинета министров. Однако уже 1 ноября он неожиданно заявил о намерении провести общенациональный референдум по вопросу реализации предложенных мер. Данная новость пронеслась шоковой волной по финансовым рынкам Европы. В результате канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Николя Саркози заявили, что вне зависимости от результатов подобного референдума, они откажут в предоставлении Греции 6 млрд. евро для погашения текущих обязательств, которые нужны были Афинам к середине декабря. В итоге Папандреу отказался от идеи провести референдум и 10 ноября подал в отставку. Отставка Папандреу и внеочередные парламентские выборы были главными условиями, на которых партия Новая Демократия – главный противник мер жесткой экономии в 2010-2011 годах – согласилась сотрудничать с Тройкой кредиторов. Премьером переходного правительства был назначен экономист Лукас Пападимос.

После долгих споров и недельного политического кризиса, ему удалось сформировать правительство, национального единства, в которое вошли и представители Новой Демократии, и представители партии Папандреу Всегреческого социалистического движения. Самые радикальные противники жесткой экономии – Коммунистическая партия и Коалиция радикальных левых (СИРИЗА) – отказались работать с новым правительством. В итоге 12 февраля 2012 года греческий парламент принял новые меры, предусматривающие сокращение государственных расходов и увеличение налогов, несмотря на ожесточенные столкновения демонстрантов с полицией в Афинах. Тем не менее, 14 февраля министры финансов Еврозоны отложили встречу по вопросу предоставлению Греции нового пакета финансовой помощи из-за отсутствия единодушия среди политических сил по вопросу проведения экономических реформ.

Действительно, многие члены Новой Демократии после отставки Папандреу говорили о возможности пересмотра соглашений с Тройкой кредиторов. В итоге, на следующий день лидер партии Антонис Самарас был вынужден написать письмо в Европейскую Комиссию и МВФ, в котором обещал не отказываться от мер жесткой экономии в случае победы его партии на внеочередных парламентский выборах, назначенных на апрель 2012 года. 21 февраля Еврогруппа окончательно одобрила второй пакет финансовой помощи Греции, размер которой был увеличен с €109 млрд. до €130 млрд.

9 марта 2012 года греческое правительство договорилось с частными держателями государственных облигаций о частичном списании и реструктуризации долга. Они предусматривали обмен старых греческих облигаций на сумму в €1000 на бумаги так называемой программы «частной инициативы» (так называлось списание греческих долгов частными кредиторами) ценой в €150 и бумаги правительства Греции ценой в €315. На новые условия согласились более 95% процентов держателей греческих долговых бумаг, как национальных так и иностранных. В результате реструктуризации долгов перед частными банками, Греции удалось снизить уровень долга почти на €110 млрд. Это стало самым большим в истории списанием государственного долга. В итоге, вместо первоначально прогнозируемого уровня государственного долга в 198% ВВП в 2012 году он составил 160.5%.

Из-за реструктуризации держатели греческих облигаций понесли серьезные экономические потери. Международное рейтинговое агентство Fitch расценило это как дефолт и понизило кредитный рейтинг Греции с уровня “C” до “RD” – ограниченный дефолт.

6 мая 2012 года в Греции прошли внеочередные парламентские выборы, на которых победила партия Антониса Самараса Новая Демократия, а второе место заняла СИРИЗА. Кредиторы сразу же очертили два возможных пути, по которым может пойти греческое правительство вне зависимости от результатов выборов. Первый вариант – это уважение всех достигнутых ранее договоренностей и проведение всех требуемых кредиторами реформ. Второй путь – это немедленная отмена второго пакета финансовой помощи, дефолт греческого правительства и выход страны из Еврозоны.

После майских выборов сформировать правительство так и не удалось. Однако согласия удалось достичь после повторных выборов в июне. Новое правительство пообещало уважать взятые ранее обязательства и принять новые меры жесткой экономии при планировании государственного бюджета на 2013-2014 года. До конца 2012 года греческое правительство продолжало вести тяжелые переговоры с кредиторами о конкретных шагах в области реформ трудового законодательства и среднесрочных бюджетов.

2013 год ознаменовался некоторым затишьем. Кредиторы тщательно следили за ходом экономических реформ в Греции, а правительство страны строго выполняло взятые на себя обязательства. Тем не менее, даже после получения финансовой помощи греческому правительству все еще не хватало средств для покрытия всех своих расходов. Однако несколько улучшившиеся экономические условия позволили ему снова вернуться на частные рынки капитала и привлечь необходимые средства.

С 2012 года правительство сводило государственный бюджет со структурным профицитом. Ожидалось, что к 2014 году темпы экономического роста в стране вернутся к положительным значениям, а безработица начнет снижаться.

Реализация программы финансовой помощи и проведение экономических реформ в Греции продолжились в 2014 году. Однако к декабрю, когда парламент страны должен был избрать нового президента, реализация программы вновь оказалась под угрозой. Греческое население, уставшее от безработицы и бесконечных сокращений пенсий, пособий и зарплат, стало все больше симпатизировать самым радикальным противникам подобных мер – левой партии СИРИЗА, занимавшей 27% мест в парламенте. Чувствуя поддержку населения, партия отказалась голосовать за кандидата, выдвинутого Новой Демократией. После трех раундов выборов достичь согласия так и не удалось. Греческая конституция предусматривала однозначный выход из такой ситуации – это новые парламентские выборы, которые были проведены 25 января 2015 года.  Победу в них одержала СИРИЗА, выступающая против экономических реформ и призывавшая к списанию греческих долгов, обеспечивающего их возвращение к приемлемым уровням.

Новый виток политической неопределенности вынудил кредиторов приостановить действие пакета финансовой помощи. Отреагировали и финансовые рынки – Athens Stock Exchange – главный фондовый индикатор в стране за декабрь 2014 года снизился на 30%. Вверх устремились и доходности по греческим облигациям – с сентября 2014 года по январь 2015 года они выросли с 5.6% до 10.6%.

Оценив заявления греческого правительства об отказе от ранее взятых на себя обязательств, а также растущую политическую неопределенность, ЕЦБ в начале февраля 2015 года принял решение отказаться от принятия в качестве залога для краткосрочных займов облигации греческого правительства. В итоге, греческие банки, начавшие в начале года испытывать острую нехватку ликвидности из-за массового вывода средств вкладчиками, были отрезаны от дешевого источника краткосрочных займов.

Растущие политические риски, ухудшившие экономические условия, вновь ввергли экономику Греции в рецессию в начале 2015 года. Увидев реальную перспективу дефолта, новое правительство несколько охладило свой предвыборный пыл и начало долгий период тяжелых переговоров с кредиторами. Кабинет министров под руководством Алексиса Ципраса с одной стороны, пытается спасти экономику страны от краха, неизбежного в случае отказа кредиторов предоставлять новые транши финансовой помощи, но с другой – всеми силами желает добиться смягчения его условий для выполнения своих предвыборных обещаний.

Сейчас правительство СИРИЗы продолжает вести переговоры со своими кредиторами. Срок действия второй программы помощи для Греции истекает в конце июня 2015 года, а страна уже несколько месяцев ждет транша в €7.2 млрд., необходимого Греции для осуществления текущих платежей. Стороны периодически обмениваются своими вариантами реформ, пытаясь прийти к компромиссу. Однако по мере приближения дедлайна становится все вероятнее, что правительству СИРИЗы придется пойти на некоторые уступки и все же продолжить экономические реформы. В любом случае, от структурных изменений, так необходимые греческой экономике, в долгосрочной перспективе выиграют все.