Статьи

Экономика коррупции по-итальянски

В рамках реализации Национальной Программы Реформ на 2015-2016 гг. 21 мая 2015 года парламент Италии принял антикоррупционный закон, подготовленный правительством под руководством Маттео Ренци. Коррупция в Италии достигла внушительных масштабов, и борьба с ней необходима не только для установления справедливости, но и для увеличения потенциальных темпов экономического роста в стране, экономика которой уже три года находится в рецессии и почти два десятилетия в стагнации. Опыт прошлых лет говорит о том, что только решительные и комплексные меры могут побороть ее.

Автор Алессио Терци, эксперт аналитического центра Bruegel, аспирант Школы Государственного Управление Hertie в Берлине.

Проблема коррупции в Италии реальна и велика. Индекс Восприятия Коррупции международной организации Transparency International, наиболее широко используемый индикатор для оценки ее уровня, ставит Италию на последнее место в Европе и 69-е место в мире по уровню коррумпированности экономики, рядом с Болгарией, Румынией и Грецией. Похожую оценку дают другие организации. Индикатор Всемирного Банка о Контроле над Уровнем коррупции расположил Италию на 95-м месте среди 215 стран, снова рядом с Болгарией, Румынией и Грецией. Всемирный Экономический Форум отдал Италии 102-е место из 144 стран по индикаторам, относящимся к этике и коррупции.

Последствия высокого уровня коррупции для экономики можно разделить на две группы: статические и динамические. Статические последствия – это невосполнимые экономические потери, появляющиеся в результате роста цен выше предельных издержек из-за наличия в них коррупционной составляющей. Эти потери несет как государственный сектор (например, в форме растущей стоимости инвестиционных проектов), так и частные лица (например, в виде роста издержке на бюрократические процедуры). Итальянская Палата Аудиторов оценивает объем таких потерь в стране в €60 млрд. в год, это около 4% ВВП.

Однако в своей динамике, коррупция наносит вред экономическим стимулам и, в итоге, ложится бременем на потенциальные темпы экономического роста. В академической литературе выделяется несколько каналов, через которые коррупция оказывает эффект на среднесрочные и долгосрочные темпы экономического роста. Наиболее важные из них для такой страны как Италия перечислены ниже.

  1. Инвестиции внутри страны: Коррупция не только снижает прибыльность инвестиций, но также ведет к росту неопределенности, связанной с их доходностью. В конечном итоге, негативный эффект оказывается на общую производительность труда и темпы экономического роста. Эмпирические исследования Мауро (1996 г.), Дрехера и Герцфилда (2005 г.), Пеллегрини и Гирлаха (2004 г.) подтверждают значительное негативное влияние коррупции на уровень инвестиций.
  2. Прямые иностранные инвестиции: по тем же причинам, перечисленным в первом пункте, коррупция ведет к снижению прямых иностранных инвестиций в страну. Это подтверждают исследования ОЭСР. Данная проблема выделена отдельно, поскольку снижение прямых иностранных инвестиций препятствует международному распространению технологий и управленческих ноу-хау. Как следствие, в стране замедляется уровень технологического прогресса – важной составляющей устойчивого долгосрочного экономического роста.
  3. Конкуренция: Коррупция может привести снижению исполнимости норм антимонопольного законодательства, создать барьеры для выхода новых предприятий на рынки или барьеры, сохраняющие привилегии для работающих фирм, свидетельствуют исследования ОЭСР. Низкий уровень конкуренции снова ведет к снижению производительности труда и темпов внедрения инноваций.
  4. Предпринимательство: При высоком уровне коррупции выгоды от занятия предпринимательством снижаются, поэтому потенциальные предприниматели, обладающие таким талантом, могут отказаться от открытия своего дела и найти себе работу в рентоориентированных секторах (т.е. связанных с получением выгод путём манипулирования законодательными или экономическими условиями, а не реальным производством товаров или услуг, например, в каких-либо бюрократических учреждениях), что подтверждают исследования профессора Мерфи ет аля (1999 г.). В результате в стране будет меньше предпринимателей, меньше новых фирм, меньше инноваций, и, в конечном итоге, снизятся темпы роста.
  5. Качество государственных расходов: Коррупция влияет на уровень и состав государственных расходов. Во-первых, она ведет к росту стоимости товаров и услуг, приобретаемых государством, снижая количество свободных денежных средств, которые могли бы быть направлены на другие продуктивные цели. Во-вторых, коррупция влияет на состав государственных расходов, поскольку они будут направляться в те сектора, где коррупцию легче всего скрыть (см. исследование МВФ). В итоге, в стране будут снижаться расходы, например, на образование, и расти на оборону.

 

90% опрошенных «Евробарометром» респондентов заявили, что коррупция – это часть бизнес-культуры в Италии – это самая высокая цифра в ЕС. Другая, возможно более тревожная для Италии цифра, – это 75% респондентов, заявивших, что в Италии невозможно добиться успеха в бизнесе, не имея политических связей. Хуже Италии в ЕС по этому показателю только Кипр. Неудивительно, но такие данные соседствуют с одной из самых низких в ЕС долей вновь созданных фирм среди всех предприятий Италии.

Валовые капитальные инвестиции в Италии близки к двадцатилетним минимумам. В 2013 году объем прямых иностранных инвестиций в страну составил 20% ВВП, ниже этой цифры в ЕС только Греция, где они составили 11% ВВП.

Что касается качества государственных расходов, то достаточно выделить лишь одну шокирующую цифру: в одних только крупных государственных заказах Итальянская Палата Аудиторов оценивает долю коррупционной составляющей в 40% от всей величины расходов.

Стоит отметить, что в некоторой академической литературе указывается, что коррупция может принести свои выгоды, поскольку позволяет обойти бремя излишнего государственного регулирования (см, например, Лефф, 1964 г.). Однако это не относится к такой стране, как Италия, поскольку такие исследования фокусировались на развивающихся и бедных странах, в которых качество институтов крайне низко. Более того, эмпирические исследования в целом довольно однозначно и строго выделяют сильную и негативную взаимосвязь между уровнем коррупции и долгосрочными темпами экономического роста (для обзора эмпирических исследований на эту тему, см. здесь).

В течение последних нескольких лет волна громких коррупционных скандалов заставили меняющиеся друг за другом правительства Италии принять меры. В ноябре 2012 года, правительство Марио Монти провело через парламент большой пакет антикоррупционных норм, направленных на предупреждение и привлечение к ответственности лиц, причастных к коррупционным схемам в сфере государственного управления. Правительство Ренци добивается ужесточения данных норм. Однако опыт прошлых лет говорит о том, что для успеха в борьбе с коррупцией требуются более решительные и комплексные меры.

Попытки снизить коррупцию только путем наказания коррупционеров, без изменения институциональной среды, позволившей произойти коррупционным нарушениям, не являются эффективными (см. исследование ОЭСР). Истории успеха Гонконга и Сингапура в борьбе с коррупцией выделяют три главных принципа, необходимых для успеха антикоррупционной кампании – это простота, прозрачность и ясная подотчетность.

Для Италии эти принципы могут, например, подразумевать принятие так называемого Акта о Свободе Информации, регулирующего лоббизм, использование практики ротации на государственных должностях, снижение количество бюрократических процедур и формальностей, приватизация государственных коммунальных компаний, или, по крайней мере, снижение их монопольной власти. Для реализации данных принципов необходима сильная политическая воля, в том числе на самом высоком уровне.

Борьба с коррупцией в Италии не только дело справедливости, особенно во времена «затягивания поясов», но и большая необходимость для роста инвестиций, конкуренции, инноваций и, в итоге, долгосрочных темпов экономического роста, в которых Италия так нуждается.

 

Copyright Bruegel, 2015. Оригинал публикации.