Статьи

Как разные страны объявляли дефолт?

Вчера греческое правительство не смогло произвести очередной платеж по своему долгу перед Международным Валютным Фондом. Ситуация неполного или несвоевременного исполнения должником своих обязательств называется техническим дефолтом. Однако говорить о крупном суверенном дефолте пока рано – 5 июля в Греции пройдет референдум по вопросу соглашения с кредиторами. Его исход пока не ясен, но шансы для соглашения о продлении финансовой помощи сохраняются. От этого будет зависеть способность Греции выполнять будущие платежи по долгам.

Греческая ситуация имеет свои особенности – Греция первая в истории развитая страна, которая не смогли осуществить текущие платежи для МВФ. Таким образом, Эллада попала в один ряд с такими государствами как Зимбабве и Куба. Другая особенность греческого кризиса – это наличие общей валюты торговыми партнерами. Отсутствие самостоятельности в денежно-кредитной политике не позволяет Греции пойти по пути многих других стран, оказавшихся в подобных ситуациях – девальвировать валюту и капитализировать банки за счет кредитов ЦБ, расплатившись за такие шаги ростом инфляции.

Однако в остальном греческая история – классический кризис суверенного долга, которых в XX веке было целое множество. Редакция TheQuote изучила несколько таких случаев.

Аргентина, 2001 г.

С конца 80-х годов Аргентина боролась с гиперинфляцией. Чтобы справиться с неконтролируемым ростом уровня цен, новый министр экономики Доминго Кавальо принял решения привязать курс национальной валюты к американскому доллару. Правительству удалось восстановить доверие к национальной валюте и укротить рост цен. Тем не менее другие структурные проблемы аргентинской экономики устранены не были: госрасходы и госдолг находились на высоких уровнях, как и коррупция, а конкурентоспособность Аргентинских предприятий отставала от других стран региона. Дефицит бюджета Аргентина покрывала за счет заимствований у МВФ. В итоге, после того как внешние условия значительно изменились – остановился приток долларов в страну после волны приватизации, в Бразилии, основном торговом партнере Аргентина, прошла девальвация, а доллар значительно подорожал к остальным валютам, аргентинские экспортеры потеряли конкурентоспособность. Экономика впала в рецессию. Бюджет стал недосчитываться доходов, с которыми и так были проблемы из-за массового уклонения от уплаты налогов. К декабрю 2001 года, доходность по аргентинским облигациям приблизилась к 50%. В конечном счете в последнюю неделю 2001 года правительство Аргентины объявило дефолт по большей части своего долга – кредиторы потеряли $82 млрд.

Россия, 1998 г.

Во второй половине 90-х годов курс российского рубля был фиксирован на уровне 6.29 рублей за американский доллар. В то же время, государственный бюджет сводился с хроническим дефицитом. В 1997 году после Азиатского финансового кризиса цены на основные экспортируемые Россией товары – нефть и металлы – значительно снизились. Чтобы сохранить курс рубля, Центральному банку пришлось значительно расходовать свои международные резервы. Дефицит бюджета правительство финансировало за счет выпуска так называемых Государственных Краткосрочных Обязательств – ГКО. Таким образом, жесткая денежно-кредитная политика сочеталась с мягкой налогово-бюджетной политикой. В итоге, когда экономика начала скатываться в рецессию в 1997 году, правительству с каждым месяцем все больше и больше нуждалось в заимствованиях. Доходности по ГКО ко второму кварталу 1998 года достигли 49%. Госдума, в то время контролируемая коммунистами, отказывалась принимать меры по снижению государственных расходов. В итоге, к августу 1998 года Россия не смогла продолжить обслуживать свои долги и объявила о масштабной реструктуризации долга, что фактически означало технический дефолт.

Мексика, 1982 г.

До начала 70-х годов Мексика жила в условиях макроэкономической стабильности. Инфляция в стране не превышала, а темпы роста не опускались ниже 7%. Однако в 1970 году ситуация начала меняться. С приходом к власти президента Луиса Эчеверриа правительство страна стало усиленно наращивать госрасходы. К середине 70-х годов дефицит бюджета достиг 10% ВВП. В 1976 году уровень только внешнего госдолга достиг 31% ВВП. Основными кредиторами мексиканского правительства были международные банки. Три четверти долга были привязаны к ставкам на американском рынке и ставке LIBOR. Во второй половине 1976 года ситуацию удалось несколько стабилизировать благодаря вмешательству МВФ, однако в 1979 году, после открытия и начала разработки новых нефтяных месторождений Мексика перестала следовать рекомендациям МВФ. Шок нефтяных цен 1979 года был выгоден мексиканским экспортерам нефти. Однако последовавшая за ним общемировая рецессия и резкий рост ставок в США существенно ухудшили финансовые позиции мексиканского правительства. К тому же фиксированный обменный курс явно не отражал реальной стоимости мексиканского песо, инвесторы стали опасаться резкой девальвации и из страны ускорился отток капитала. В 1981 году дефицит бюджета составил 14.7% ВВП. Правительство стало испытывать серьезные трудности при обслуживании госдолга, а уже 1982 году и вовсе стало не способным осуществлять текущие платежи. В итоге в декабре 1982 года Мексиканское правительство договорилось с основными держателями долга об отсрочке платежей. Также власти Мексики согласились провести структурные реформы в обмен на международную финансовую помощь.

Ямайка, 2010 г.

С 1997 по 2010 год уровень госдолга Ямайки вырос с 71% до 129% ВВП, обслуживание которого обходилось стране в 13% ВВП. Для сравнения, Япония с госдолгом в 220% ВВП тратит только 2% ВВП на выплату процентов. Правительство Ямайки тратило на платежи по процентам до 45% от всех доходов бюджета. Когда в 2010 году темпы экономического роста в стране существенно замедлились, правительство уже не могло позволить себе обслуживать долги на старых условиях. В итоге, в феврале 2010 года правительство Ямайки провело реструктуризацию долга – средняя ставка по купону была снижена с 17% до 11%, а средний срок погашения был увеличен с двух до пяти лет.

Бывали однако в мировой истории дефолтов и неординарные случаи:

Эквадор, 2008 г.

В декабре 2008 года правительство Эквадора должно было выплатить $31 млн. по процентам по государственному долгу. Однако президент Южно-Американского государства Рафаэль Корреа попросту отказался выполнять обязательства, заявив, что предыдущее правительство не имело права брать деньги в долг. Уникальность ситуации заключалась в том, что у правительства имелось более чем достаточно средств для осуществления платежей. В итоге, через некоторое время правительство смогло выкупить подавляющую часть своих облигаций по цене в 35% от первоначальной стоимости.