Если у себя в Германии в 1930-х годах немцы разработали целую систему опознавания немецких евреев, то на оккупированных территориях эту систему применять можно было лишь с существенными оговорками.
Особенно, когда фашисты вторглись в СССР, где было множество разных народностей. Впрочем, это только поначалу они «отделяли русских от евреев», а потом стали «грести всех под одну косилку».
Массовые убийства лиц еврейской национальности, проживавших на территории Советского Союза, начались с первых дней вторжения Германии. За эти годы было уничтожено почти 3 миллиона человек – то есть 60% всех евреев, бывших гражданами СССР. На территории России немцы убили примерно 400 тысяч.
Самый большой размах уничтожения был в 1941-1943 годах, на землях, попавших под немецкую оккупацию – погибло 97% евреев. Подобного масштаба не видели другие страны – даже в Польше и в самой Германии такого размаха не было.
Как узнавали евреев
Немцы использовали свою систему распознавания евреев, как мы уже говорили, лишь поначалу. Вот три главных определяющих:
- Записи актов гражданского состояния.
- Осведомители.
- И (для мужчин) наличие обрезания.
Кроме того, были списки «типично еврейских» черт внешности, где давались характеристики присущих этому народу цвета глаз и волос, мочек ушей, надбровных дуг, скул, губ.
На территории СССР до последнего пункта даже не доходило. Приведем в пример, как выявляли евреев в Харькове.
Декабрь 1941 г. Везде появилось «Объявление Харьковской Городской Управы» на 3-х языках, где немцы сообщали о проведении регистрации всего населения города к 8 декабря.
В 8 пункте указывалось, что «еврейское население проходит регистрацию отдельно от остальных жителей города – по отдельным спискам». За прохождение регистрации взрослые жители должны были еще и платить 1 рубль, а с евреев брали 10 рублей.
Также особо указывали, что данные о национальной принадлежности должны были указываться по факту, вне зависимости от данных в паспорте. Так как многие евреи, проживавшие в СССР, писали себе национальность по тому месту, где жили – в России они были русскими, на Украине – украинцами и т.п.
Для евреев в Харькове заранее приготовили желтые листы – оттуда и название «желтые списки» - их участь была одна: на расстрел. Люди шли регистрироваться по доброй воле. Но управдомы составляли и свои списки. Интересно, что многих евреев выдавали их же соседи и друзья!
По итогу переписи к 12 декабря 1941 года в Харькове выявили 10271 человека, которым надлежало перейти в гетто – которое указали, как 10-й район города.
Украинцы наблюдали, стоя рядом с полицаями. Мало кто сочувствовал обреченным на смерть, были даже такие, кто издевался над евреями, отбирал жалкие пожитки, переворачивал их санки. Заступиться было некому, многие просто смотрели… с равнодушием в глазах.
Сосед сдавал соседа, квартиры, которые освобождали евреи, долго не пустовали – их сразу же занимали те семьи, кто поддерживал новый режим.
Таким образом, по сути, немцы и не отличали особо евреев от русских, слушали только доносчиков, которые могли на любого указать, что тот еврей. Очень много местных жителей сами доносили на всех, были те евреями или только считались таковыми. А потом ходили грабить еврейские дома, вынося ценности и скарб, или же заселяясь в них.
Эти факты в советское время замалчивались, потому что, согласно официальной идеологии, все жители СССР были братскими народами, и все массово поднимались на борьбу с немецкими захватчиками. Также действовало замалчивание информации о евреях в рамках негласного антисемитизма в Советском Союзе при Сталине.